Повторяя известный немецкий лозунг «Натиск на Восток», не пойманные на любви ко всему русскому представители военно-политического руководства США не только активно поддерживают киевских руководителей, подталкивают своих старых и новых вассалов в Европе на евразийское пространство, продвигают базы НАТО к границам России, но и заявляют о своих претензиях на богатства, лежащие на дне Северного Ледовитого океана, и о готовности, в случае чего, повоевать за них.
В начале марта министр ВМС США Рей Мейбас утвердил подписанную комендантом Корпуса морской пехоты (КМП) генералом Джозефом Данфордом, начальником оперативного управления ВМС адмиралом Джонатаном Гринертом и комендантом Береговой охраны адмиралом Паулем Цукунфтом обновленную стратегию морских компонентов ВС США. В этом документе, который военно-морские стратеги назвали «Обобщенная стратегия ВМС в XXI веке», в очередной раз объявляется, что Арктика, как, впрочем, и Антарктика, являются зоной национальных интересов США. В стратегии прямо говорится о том, что в соответствии с прогнозируемым ростом активности ВМС разных стран мира в арктической зоне вооруженные силы Америки, ее союзников и партнеров должны обеспечить безопасность этого региона и быть готовыми к ведению там боевых действий.
Заокеанский наскок на север
Америка уже неоднократно заявляла о необходимости расширения присутствия своих войск в Арктике. Намерения Вашингтона расширить свое присутствие здесь, как неоднократно заявляли американские политики и лидеры Пентагона, определяется тем, что ситуация в этом регионе сегодня изменяется значительно более быстрыми темпами, чем предсказывали ученые. Потепление в Арктике происходит в два раза быстрее, чем в других частях земли, и сегодня ото льда освободилось 15–16% ее водных пространств. Правда, нельзя не сказать, что, по данным специалистов, за последние несколько столетий такое явление происходило в Арктике не раз, но потом все возвращалось, как говорится, «на круги своя». Как повернутся климатические перипетии за полярным кругом в ближайшем и отдаленном будущем, эксперты предсказывать пока не берутся. Однако заокеанские «друзья» России, которой принадлежит более 40% арктических территорий, абсолютно уверены в том, что климатические перемены, энергетическая и военная безопасность этого уникального региона с появлением новых свободных ото льда морских путей будут приобретать все большее значение, и это, как в свое время заявил бывший шеф Пентагона Чак Хейгел, «открывает много новых возможностей для разных стран всего мира». Он также заметил, что складывающаяся ситуация несет и новые вызовы Америке. «Поэтому США должны быть готовы к ним», – подчеркнул тогдашний военный министр.
Первое заявление об арктических пристрастиях Америки прозвучало в директиве Джорджа Буша-младшего за номером NSPD 66/HSPD 25. В ней были сформулированы основные положения политики Вашингтона в отношении Арктики. Там, в частности, говорилось, что США – это арктическое государство, которое имеет свои национальные интересы в этом регионе и потому устанавливает шесть политических приоритетов в отношении Арктики, формулирует национальные интересы и обеспечение своей безопасности в этой зоне, а также ставит на повестку дня весь комплекс арктических проблем, включая международную юрисдикцию управления этой областью, расширение областей континентальных шельфов, установление государственных границ, расширение научного сотрудничества и экономическое взаимодействие, включая развитие энергетических ресурсов и защиту окружающей среды. Эта директива действует до сих пор.
В мае 2010 года администрация Обамы издала стратегию национальной безопасности, в которой объявила Америку арктической нацией и снова заявила об интересах США в этом регионе и его значимости для обеспечения ее национальной безопасности. В документе также были подняты вопросы о защите окружающей среды, об управлении природными ресурсами Арктики, поддержке северных народов, о проведении международных исследований и укреплении сотрудничества всех государств, заинтересованных в этой части территории земли.
Национальная стратегия США в редакции от 10 мая 2013 года предусматривает широкий спектр действий экономического и научного характера, усиление национальной обороны, защиту ресурсов и окружающей среды, развитие инфраструктуры, международного сотрудничества, использование инноваций, развитие добычи энергоресурсов с целью сохранения энергетической безопасности, совершенствование управлением арктическим регионом. Согласно этой стратегии США объявляют себя арктической страной, а Пентагон обязывает руководство военно-морских и военно-воздушных сил откорректировать планы к середине 20-х годов и начать разработку новых технологий модернизации и подготовки материальной части к действиям в арктических условиях. Эти планы предусматривают также создание новой стратегической авиации и кораблей для решения тактических задач.
В настоящее время отработка планов завершена, а работы по созданию модернизированной техники финансируются. Проводятся летные испытания новых образцов стратегической и транспортной авиации, а первые модернизированные корабли тактического назначения, без атомной силовой установки, с неограниченными запасами топлива для автономного плавания, уже поставлены на боевое дежурство. Финансируются также разработки технологий, которые позволяют сухогрузам и танкерам эффективно функционировать в крайне сложных условиях арктического климата. Кроме пресловутых красок, препятствующих обледенению, и скалывающих лед устройств, ведутся работы по усилению корпусов кораблей и судов, чтобы они смогли выдерживать давление льдов. Созданы устройства для нагрева оборудования как внутри корпуса, так и вне него.
Для того чтобы исключить танкерную заправку или заход в порт для пополнения запасов топлива, созданы и успешно прошли испытания двигатели, работающие на топливе, полученном из углекислого газа, растворенного в морской воде. В настоящее время эксплуатируются несколько судов с такими двигателями. Страны Западной Европы традиционно предлагают использовать для увеличения автономности хода биогаз, полученный из морских водорослей и отходов жизнедеятельности экипажа. Предлагается также увеличить на треть автономность плавания кораблей (судов) и дальность полета самолетов (вертолетов) за счет дальнейшего сокращения расхода топлива путем совершенствования двигателей и увеличения их топливной экономичности.
В целом страны НАТО и США предполагают к 2025 году сократить на 30% расходы на топливо для нужд ВМС и ВВС. Если учесть, что текущие расходы на горюче-смазочные материалы составляют 20 млрд долл. (75% от общих эксплуатационных расходов), то эффект получается значительным. Более 75 млрд долл. в год тратится на исследование и разработку в области создания силовых установок и систем вооружения, использующих альтернативное топливо и альтернативные виды энергии, что в целом позволит осуществить создание системы автономных стационарных и передвижных энергетических объектов различного назначения.
Финансируются работы по улучшению пусковых характеристик двигателей автомобилей, самолетов и вертолетов, колесных и гусеничных машин и другой техники, которая эксплуатируется в арктических и субарктических районах или в северных странах с резко континентальным климатом. Об этом свидетельствует большое количество публикаций в научно-технической литературе и обилие патентов в России, Северной Америке и Северной Европе, а также в государствах, производящих и поставляющих технику, включая военную, в эти страны.
В Северной Европе непосредственно у арктических границ России начато проектирование и строительство новых, а также реконструкция и расширение существующих военно-морских и авиационных баз. Для обеспечения этих баз необходимым количеством горюче-смазочных материалов и электроэнергией прокладываются продуктопроводы, ведется строительство новых тепловых электростанций. Одновременно реконструируются и расширяются действующие базы в странах, расположенных на побережье Черного и Балтийского морей, и на побережье стран, омываемых водами северных морей. На эти цели предполагается израсходовать в течение 10 лет около 250 млрд долл. Обеспечение горюче-смазочными материалами наземной военной техники подразделений, действующих во льдах или других труднодоступных местах, будет осуществляться традиционным методом, то есть с помощью вертолетов и гусеничных машин.
В январе текущего года президент Обама подписал указ под названием «Повышение координации национальных усилий в Арктике», в котором, в частности, говорится, что Соединенные Штаты признают свое главенство в Арктическом совете, созданном в 1996 году по инициативе Финляндии для защиты уникальной природы северной полярной зоны. В соответствии с этим указом был учрежден «Исполнительный комитет по управлению Арктикой», который должен был, помимо всего прочего, обеспечить реализацию положений директивы Джорджа Буша от 2009 года, выработать регламентации использования природных ресурсов Арктики и сформулировать общие принципы управления этим регионом.
Силовой уклон и технические препоны
Анализ последних статей отечественных и зарубежных СМИ, посвященных арктической безопасности, показывает, что большинство из них носят исключительно военно-политический характер. В них констатируется, что в связи с открытием в Арктике запасов углеводородов, драгоценных и редкоземельных металлов, минерального сырья, больших запасов рыбы интерес к российской части Арктики многих стран, которые никогда не являлись арктическими, сильно возрос. В геологических исследованиях, в разработке новых технологий добычи полезных ископаемых и нового оборудования хотят принять участие более 20 стран, в том числе Индия, Китай, Южная Корея, Япония, Австралия и многие страны Южной Америки.
Свои притязания на военное и политическое присутствие, на территориальные воды и часть шельфа России предъявляют США и их союзники по НАТО. Как уже отмечалось, США мотивируют свои действия заботой о сохранении уникальной экологии и климата Арктики. В зону своих национальных интересов Вашингтон включил и арктические территории России.
Россия гораздо лучше, чем США и страны НАТО, подготовлена к боевым действиям в Арктике. Хотя бы потому, что это исконно ее территория, на которой население проживает многие века. На этой территории неоднократно проводились военные действия. Наиболее масштабными из них являются вторжение войск Антанты и Великая Отечественная война. Техника, постоянно используемая в повседневной жизни, выпускается с учетом климатических условий Арктики. Конечно, она далека от совершенства, но она есть, постоянно улучшается и ее достаточно для отражения нападения любого противника.
Это прекрасно понимают заокеанские «доброжелатели» России и их союзники. По данным СМИ Америки и Европы, стратеги Пентагона считают, что будут готовы к ведению военных действий в Арктике через 15–20 лет. Проверить, что они думают на самом деле, по вполне понятным причинам невозможно – стратеги сообщения СМИ никак не комментируют. Но информационная война, которая давно и небезуспешно ведется против нашей страны, продолжается. Россию постоянно обвиняют в том, что через 25–30 лет она планирует захватить Европу. За это время мир изменится, на повестке дня будут стоять другие приоритеты и возникнут другие проблемы. Нельзя исключать вероятность того, что угроза нападения на арктическую территорию России всего лишь угроза, направленная на то, чтобы привлечь ее материальные и финансовые ресурсы на решение именно этой локальной военной задачи и отвлечь от решения других проблем общеэкономического и военного значения.
Как объяснил автору этой статьи эксперт по двигателям внутреннего сгорания с циклической регенерацией топлива, доктор химических наук, профессор Геннадий Барчан, «если проводить сравнительные оценки состояния и недостатков гражданской и военной техники России и США, предназначенной для освоения Арктики, как, впрочем и других регионов планеты, то можно сказать, что они схожи и не зависят от того, в каких климатических зонах Земли эта техника эксплуатируется. К числу основных недостатков для всех видов техники следует отнести ограниченное количество топлива на борту. Потеря или полное расходование топлива в условиях военных действий приводит к потере сухопутной и военно-морской боеспособности и аварии авиационной техники. Следствием этого недостатка является большое количество топливозаправщиков для наземной техники, очень дорогих танкеров и самолетов-заправщиков для военно-морских сил и военной авиации. Все эти средства легко уязвимы в боевых условиях, а их отсутствие уменьшает дальность действия всех видов военной техники и в конечном счете ее тактико-технические характеристики».
Основа успеха на севере
До сих поры мы говорили о планах реализации северного направления развития ВВС и ВМС, рассматриваемых Пентагоном в качестве основных видов ВС для ведения боевых действий в Арктике. Но, как известно, для закрепления успеха, достигнутого с помощью ударных сил, необходимы сухопутные войска. Причем солдаты должны иметь удобную обогреваемую форменную одежду и экипировку, обеспечивающие полную индивидуальность действий в суровых условиях Арктики, а также вооружение, позволяющее противостоять не только сухопутной, но и воздушной технике. В боевых условиях могут возникать ситуации, когда в ходе ведения боя с хорошо вооруженным противником бойцам будет необходимо продолжать свои действия в отрыве от основных сил, опираясь только на собственные силы, а используемые ими вооружение и военная техника (ВВТ) должны полностью соответствовать экстремальным условиям Арктики.
В настоящее время в экипировку личного состава ВС США входят только средства связи, обнаружения противника и управления боем. Электропитание этих средств осуществляется в основном тяжелыми и громоздкими аккумуляторными батареями. Однако существуют данные о том, что ведутся разработки миниатюрных турбокомпрессорных двигателей внутреннего сгорания с генераторами мощностью от 30 до 500 Вт, с массой от 10 до 520 граммов и с запасом топлива, обеспечивающим непрерывную работу двигателей до 10 час. на любом моторном топливе. Общий ресурс работы таких двигателей достигает 300 час. Но поскольку они создают большой шум, ведутся НИОКР по созданию конденсаторных и электролитных аккумуляторов большой емкости, рассчитанных на непрерывную работу в режиме максимальной мощности в течение нескольких часов. На основе этих и других разработок предпринимаются попытки создания универсальных видов оружия (лазерного, электромагнитного и т.д.), работающего на альтернативных видах энергии. По утверждениям разработчиков, такое оружие может быть использовано одновременно против авиации, бронетехники и живой силы противника. Время непрерывной работы таких видов оружия в режиме максимальной мощности будет составлять несколько минут, а предполагаемая масса сопоставима с массой штурмовой винтовки М16.
Для боевых действий сухопутных сил создаются роботизированные колесные и гусеничные машины, способные выполнять поставленные задачи без экипажа. Кроме того, разрабатываются высокоманевренные боевые машины, предназначенные для транспортировки личного состава и обеспечивающие его защиту от погодных условий Арктики. Предполагается, что эти машины будут комплектоваться стрелковым оружием, артиллерийскими системами, использующими альтернативную энергию, а также универсальным оружием, о котором говорилось ранее.
Авиационная техника может отвечать требованиям эксплуатации в условиях Арктики при постоянном базировании на специально оборудованных аэродромах, имеющих стационарные или передвижные системы подогрева и пуска двигателей. При посадке самолетов и вертолетов на необорудованные площадки, например, в условиях северных территорий Канады, правилами подготовки и выполнения полетов Воздушного кодекса страны запрещено глушить двигатели во время стоянки, как бы долго она ни продолжалась. В ближайшей перспективе министерство обороны США намечает реконструировать парк легких самолетов и вертолетов, которые будут способны садиться на необорудованные площадки и льдины. Они будут оснащены модернизированными двигателями или двигателями новой конструкции, которые будут легко запускаться в условиях Арктики. Намечается также освоить производство новых самолетов и вертолетов в арктическом исполнении.
В среднесрочной перспективе, в ближайшие 10–15 лет, намечается завершить разработку и освоить производство для вооруженных сил США и стран НАТО принципиально новых самолетов и вертолетов. Они будут оснащены неядерными прямоточными или гибридными двигателями, а также двигателями с большой тягой, использующими альтернативную энергию (магнитное поле, плазма и т.п.). Предполагается, что авиационная техника с такими двигателями может перемещаться в воздушном пространстве в диапазоне от дозвуковых до космических скоростей. Стартовать эта техника будет с фюзеляжа модернизированных сверхзвуковых стратегических бомбардировщиков. США создали значительный научный и технологический задел, что позволило им приступить к освоению производства и проведению испытаний принципиально новой беспилотной и пилотируемой авиационной техники, которая может находиться в воздухе до 20 час. и более без дозаправки. Для работы в космическом пространстве создаются летательные аппараты, которые будут использовать многоцелевое оружие, способное решать как тактические, так и стратегические задачи.
Новая техника для Арктики
Ведущие корпорации Америки и Канады, производящие авиационные и ракетные двигатели, проводят поисковую научно-исследовательскую работу по созданию технологии получения топлива из оксидов углерода. Работа ведется и контролируется министерством энергетики США. На ее реализацию ежегодно расходуются десятки миллиардов долларов. Предполагается получать это топливо непосредственно на борту ракеты или самолета. Примером в данном случае являются недавно созданные корабельные двигатели. Однако из-за громоздкости и большой массы они еще не могут использоваться в авиационной и ракетной технике. Руководители проектов рассчитывают создать гиперзвуковую авиационно-космическую технику, которая может быть использована в воздухе, а также в ближнем и дальнем космосе.
Стартовать эта техника будет с обычного аэродрома, а после выполнения поставленных задач совершать посадку на этот же или другой аэродром. Излишне говорить, что, если это не дезинформация, то страна, освоившая производство такой техники, полностью изменит формы и методы ведения боевых действий, мировую политику и приоритеты военного строительства всех стран мира. Научный анализ этой информации и сопоставление с данными, опубликованными в научных и технических журналах, а также в патентной литературе, дает основание утверждать, что создание таких летательных аппаратов и такого вооружения может произойти в самые ближайшие годы. В ряде недавних статей американских СМИ, опубликованных со ссылками на экспертов Пентагона, утверждается, что в настоящее время испытания такой техники находятся в завершающей стадии и в ближайшие годы она начнет поступать в ВС США.
Испытания оружия для этой техники по программе космических вооружений проводятся давно, правда, с переменным успехом, но, видимо, уже найдены решения, позволившие преодолеть возникшие трудности. Проводятся ли подобные разработки и испытания в России и преодолены ли все трудности, препятствующие созданию и поставке в войска такого оружия, отечественные и зарубежные СМИ не приводят никаких данных. Тем не менее некоторые военные и гражданские специалисты в этой сфере утверждают, что если не предпринять экстраординарных мер для преодоления наметившегося отставания и не использовать отечественные разработки, которые будут являться тем самым «несимметричным ответом», о котором часто говорит президент РФ Владимир Путин, Россия навсегда может потерять статус великой державы.
Как подчеркнул профессор Барчан, «стратегия национальной безопасности США, особенно в части энергетического обеспечения арктического региона, достаточно противоречива». «Эти противоречия выражаются прежде всего в следующем:
1. Предполагается совершенствовать стратегическое оружие для ведения боевых действий вообще и в частности в Арктике. Применение такого оружия в зоне расположения атомных электростанций чревато непоправимыми последствиями глобального масштаба, о чем не могут не знать американские стратеги.
2. Для энергоснабжения строящихся и реконструируемых авиационных и военно-морских баз предполагается строить электростанции, работающие на таких возобновляемых источниках энергии, как солнце и ветер, хотя бесперебойное энергоснабжение с помощью таких электростанций в условиях полярной ночи или полного штиля невозможно. Это экспериментально доказанный факт.
3. Предполагается, что наземная техника будет использовать топливо, полученное из возобновляемого сырья. Безусловно, это топливо дешевле, практически не содержит воду, экологически чище и может использоваться в многотопливных двигателях. Однако топливо необходимо вертолетом доставить к месту дислокации частей и подразделений, что в 7–10 раз увеличивает его стоимость и общее потребление, поскольку при перевозке грузов современными транспортными вертолетами масса потребляемого топлива, например, в условиях северных провинций Канады, в 1,7–2,0 раза превышает массу транспортируемого топлива. Более того, доставка и разгрузка топлива во время боя вообще проблематичны, а в условиях плохой видимости – невозможны.
4. Проблематична и доставка топлива в подразделения, оказавшиеся изолированными в боевых условиях от основных баз или соединений, на льдинах, небольших островах, отдаленных участках суши.
Единственный пункт доктрины, не вызывающий сомнений в его осуществимости, «широкий спектр действий экономического и научного характера», который США и НАТО давно и небезуспешно используют против России и других стран для укрепления в сознании населения всего мира собственного величия, непогрешимости и непобедимости».
Он также сказал, что у России есть своя национальная стратегия, которая предусматривает приоритетное развитие арктических и приравненных к ним регионов. Эта стратегия не только выполняется, но и постоянно дополняется новыми задачами.
В России, по словам Геннадия Барчана, впервые в мире были разработаны научные принципы и технологии создания силовых установок с регенерацией продуктов сгорания, которые в обычных двигателях выбрасываются в атмосферу, в новое топливо. Кроме паров воды и незначительного количества тепла, рассеиваемого с поверхности двигателя, в окружающую среду не выбрасывается ни тепло, ни газы, загрязняющие атмосферу, что позволяет максимально полно использовать выделившееся при сжигании топлива тепло и создавать компактные двигатели с максимально возможной эффективностью. Область применения разработанных двигателей гораздо шире, чем у традиционных двигателей внутреннего сгорания, и они могут использоваться как:
– двигатели заданной мощности для колесных и гусеничных машин различного назначения, военной авиации, боевых кораблей, ракетной и космической техники;
– силовые установки плазменных двигателей любой заданной мощности, включая сверхмощные, для летательных аппаратов различного назначения;
– двигатели для малогабаритных источников электропитания с ресурсом непрерывной работы 20–30 тыс. час., с эксплуатационным ресурсом не менее 200 тыс. час., с мощностью от 20 Вт до 10 кВт и с общей массой, включая резервный запас топлива, от 5 до 800 граммов;
– двигатели с заданной электрической мощностью для переносных, передвижных и стационарных электростанций частей и соединений;
– энерготехнологические установки для безотходной переработки бытовых и производственных отходов, низкосортного сырья, включая стоки, производящие электрическую и тепловую энергию, целевую химическую продукцию, пресную воду, строительный шлак, азот, аргон и другие продукты в местах постоянного базирования частей и соединений;
– установки для получения заданного количества воды из атмосферной влаги для индивидуального пользования, а также для частей и отдельных подразделений в боевых условиях;
– энерготехнологические установки одновременного производства воды из атмосферной влаги, а также электрической и тепловой энергии для обеспечения мест постоянной дислокации частей и соединений.
Все основополагающие научные принципы и технологические решения для создания такой техники запатентованы в России, Норвегии, Канаде и США. Результаты исследований в указанных направлениях, заявил профессор, были представлены в виде докладов на международных форумах и конференциях. Произведена проверка отдельных технологических решений в промышленных условиях на специально изготовленных установках. Изготовлен и всесторонне испытан турбогенератор мощностью 250 киловатт, массой около 40 килограммов. Как отметил Барчан, перечисленные двигатели и технологические установки могут использоваться в различных отраслях промышленности для решения самых различных государственных задач.
|