Блокируя транзит энергоресурсов, Украина возвращает Россию в пул великих держав?
Майданные власти рискуют уподобиться известному инфернальному персонажу из бессмертного «Фауста» Гете, который сам характеризовал себя как «часть силы той, что без числа творит добро, всему желая зла».
Как заявил премьер-министр Арсений Яценюк, Украина может запретить транзит российского газа. При этом глава кабинета министров признал, что под его чутким руководством стране придется выступить в качестве камикадзе. Отдавая себе полный отчет в том, что за санкции придется заплатить ей самой. Если верить премьеру, Украина к этому готова. В связи с чем, Арсений Яценюк выразил уверенность, что Рада примет закон о санкциях уже 12 августа.
Помимо мер по установлению газотранспортного бойкота Европы правительство Украины одобрило законопроект, который предусматривает возможность введения против России еще 26 видов санкций. Он затрагивает субъектов и лиц, причастных к «оккупации» Крыма и к «терроризму» на востоке страны. Как подчеркнул Яценюк, конкретные санкции, в случае принятия законопроекта, будут вводиться по решению СНБО. Переданный на рассмотрение майданным «чекистам» список состоит из 172 граждан РФ и других стран, а также 65 юридических лиц.
Впрочем, еще не факт, что Верховная Рада поддержит предложение премьера. Тем более, что последний явно гораздо больше озабочен собственными шансами на парламентских выборах предстоящих осенью, чем перспективами украинской экономики, которая едва подает признаки жизни. Источники в российских нефте - и газотранспортных компаниях пока не слишком охотно комментируют появившуюся информацию. Представитель «Транснефти» Игорь Демин, в частности, заявил, что компания ждет, пока данные о блокировании транзита не будут опубликованы или официально направлены российской стороне.
Напомним, в прежние годы между темой сохранения контроля над углеводородным транзитом и «незалежностью» (суверенным статусом государства) ставился знак равенства. Ссылаясь на это обстоятельство, украинские власти в годы президентства Виктора Януковича отвергли идею создания трехстороннего консорциума по управлению над украинской трубой. Как выясняется, самоубийственная логика «так не доставайся же ты никому» окончательно возобладала в сознании майданного политического истеблишмента.
Продекларированная майданным правительством попытка экономического суицида получила стоимостную оценку со стороны ее инициаторов. Как сообщил Арсений Яценюк, в случае принятия секторальных санкций, Украине придется расстаться с 7 млрд. долларов.
Заявление премьера Яценюка о возможности прекращения транзита российских энергоресурсов через территорию Украины следует рассматривать как форму шантажа России, считает руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений Василий Колташов.
– США по большому счету безразлично, по каким ценам европейские потребители будут получать углеводороды, в полном объеме или нет. Вашингтон гораздо больше волнует общая победа в той геополитической борьбе, которую они навязали России. Еще одна задача, которая решается параллельно, это удержание контроля над европейской экономикой.
— Есть мнение, что США зачищают европейский энергорынок под сланцевый газ.
– Это вряд ли. Потому что у них нет возможности организовать поставки этого сырья в Европу в необходимом объеме. Наоборот, Америка заинтересована в том, чтобы на европейском и мировом рынке в целом сохранялись высокие цены на углеводороды. Дело в том, что на своем внутреннем рынке в качестве антикризисной меры Белый дом предлагает дешевые энергетические ресурсы, недорогую рабочую силу и дешевый кредит. Это служит базой относительно неплохого состояния американской экономики. Соответственно, условия у конкурентов должны быть хуже.
— Транзитная атака на Россию подталкивает Москву к тому, чтобы выйти к своим производителям и инвесторам с аналогичным пакетом предложений?
– Можно сказать и так. У нас до сих пор сравнительно дешевая рабочая сила – в регионах заработная плата невелика. К этому теперь следует добавить дешевые энергоресурсы, которые можно перенаправить с внешних рынков на внутренний. А если появится еще и доступный кредит, то российская экономика не только справится с санкциями, но и достаточно быстро пойдет в гору. Тем более, что наше руководство выступает с инициативами, которые могут стать мультипликаторами (ускорителями) экономического роста. Среди прочих предложений я бы отметил идею строительства скоростных железных дорог – это придаст мобильности товарным потокам и трудовым ресурсам. Особенно это актуально для территорий за Уралом.
Если российский газ не дойдет до Европы, это создаст внутри РФ совершенно уникальные экономические условия. Это повысит рентабельность бизнеса в России, что не может не заинтересовать инвесторов. С опорой на инфраструктурные проекты и при удешевлении кредита в России мы по целому ряду важных показателей встанем на одну доску с США. Китай сейчас теряет темпы роста, так же, как и Индия. В результате, РФ может оказаться даже в лучшем положении. Но для этого необходимо принять правильные решения и, главное, не отступать. Поддаваться на давление и шантаж ни в коем случае нельзя.
— Чего хочет Киев – сделать себе «экономическое харакири» по настойчивой просьбе «вашингтонского обкома» в надежде осложнить жизнь России и Европе?
– Без согласования с Вашингтоном такой политик как Арсений Яценюк ничего предпринимать не будет. Объективно Украине нужна большая скидка на газ. Украинские власти хотят, чтобы российские власти поставляли дешевые углеводороды. И чтобы при этом Москва регулярно подвергалась актам агрессии в отношении себя. Вплоть до нападения на Крым и перехода границы в случае разгрома Новороссии.
— Это из серии «мечтать не вредно»?
– Конечно, это нонсенс. Но мы не должны забывать, что на сегодняшний день украинские элиты представляют собой аналог африканских правителей из нищих стран, раздираемых гражданским противостоянием. Речь идет об уровне их мышления и готовности предать национальные интересы за заокеанские «стеклянные бусы». Это объясняется тем, что Украина по сравнению с Россией и ЕС находится на гораздо более низкой и примитивной стадии развития. Здесь сформировался не корпоративный, а олигархический капитализм. Корпоративному капитализму свойственны сложные бюрократические структуры, которые способны направлять потоки средств на модернизацию предприятий, на создание новых отраслей. Украинский олигархический капитализм имеет сугубо паразитическую природу, выводя на Запад полученную прибыль. Такой способ ведения бизнеса определяет крайне примитивный уровень политического мышления.
— Блокируя транзит российских углеводородов в Европу, киевский режим пилит сук, на котором сидит. Говоря без обиняков, Новороссии и Москве это выгодно?
– Это неоднозначный вопрос. Конечно, мы заинтересованы в том, чтобы Брюссель разблокировал строительство «Южного потока». Но я не уверен, что Германия, которой принадлежит блокирующий пакет акций в процессе принятия решений в ЕС, так легко уступит. Дело в том, что германский бизнес только выиграет, если окончательно добьет своих конкурентов в Южной, Восточной и Центральной Европе. Тем более, что «Северный поток» ведь уже построен. Так что Берлин без российских углеводородов уже не останется. Другое дело, что ценой усиления позиций Германии в ЕС станет разрушение инфраструктуры, экономики и социальной сферы таких стран как Болгария, Словакия, Румыния, Венгрия... Перекрытие газовой задвижки, в первую очередь, ударит по Балканам.
Заявление Яценюка означает активизацию борьбы за евразийский рынок. В ней участвуют США, Германия, которые пытаются перехватить у Таможенного Союза новые территории и заблокировать его развитие. Стратегическая цель – отбросить Россию в 1990-е годы. Как нетрудно понять, столь бескомпромиссно поставленная задача не предполагает никакого торга с Москвой. Развитие российского капитализма вышло за границы, которые ему начертили либералы под диктовку западных политиков в 1990-е годы. Задача отбросить РФ на два десятилетия назад стала еще более актуальной после 2008 года, когда экономическая ситуация в мире стала резко ухудшаться. После чего западный транснациональный капитал поставил задачу разгромить российские корпорации, которые способны побороться за место под солнцем на мировом рынке. Не случайно, нам уже долгие годы блокируют доступ к западным активам. Достаточно вспомнить историю с попыткой России купить компанию Opel у General Motors.
Киевских руководителей уже не интересуют преференции или скидки на газ, говорит директор Центра изучения Мировых энергетических рынков Института энергетических исследований РАН Вячеслав Кулагин.
– Газовый вопрос давно перешел из экономической плоскости в политическую, если не сказать геополитическую. Американцы хотят руками своих украинских протеже разыграть энергетическую карту, чтобы ослабить своих конкурентов. Не думаю, что Яценюк советовался с европейцами, декларируя перспективу оставить их без газа. Налицо стремление обострить ситуацию во взаимоотношениях России с Евросоюзом.
— Киев снова планирует «перевести стрелки» на Россию? Если это удастся и в нынешней предельно прозрачной ситуации, этот фокус может встать в один ряд с «неразгаданными» трюками Копперфильда.
– С точки зрения формально логики Россия, конечно, не может отвечать за транзит по территории чужого государства. Но дело в том, что с формально-юридической точки зрения такое возможно. Потому что у Украины нет контракта с ЕС на транзит газа. У Киев есть контракт с Газпромом по доставке газа конкретной стране. Получается, что Газпром не обеспечивать эту доставку, то он плохо выполняет свои обязательства перед ЕС. Любой европейский потребитель (например, корпорация E.On, которая приобретает газ у России) даже не может предъявить претензии Украине.
— Российское руководство отдавало отчет, что берет на себя все риски, связанные с такой конфигурацией контрактных отношений?
– Справедливости ради, стоит заметить, что в контракте прописываются форс-мажорные обстоятельства. Но его условия таковы, что именно мы поставляем газ в Европу и отвечаем за это. Для России возникают сложности с текущими поставками газа. В прошлом году мы прокачали через «незалежную» около 85 млрд. кубометров. Это около 60% от общего объема поставок газа в Европу. Сейчас объемы потребления ниже, но это связано с сезонным фактором. Проблемы с исполнением контрактов выльются в недополученную прибыль Газпрома и бюджета. Возникнут вопросы по инвестиционным программам.
— Есть ли в этой истории положительные стороны?
– Поскольку Киев останавливает транзит по сугубо политическим причинам, это поможет европейцам понять, что майданный проект отчасти направлен и против них. Трудно найти более убедительные аргументы в пользу тезиса о том, что Украина как страна-транзитер представляет угрозу энергетической безопасности Европы.
— Некоторые ваши коллеги по экспертному цеху указывают на то, что газовая блокада Южной Европы выгодна Германии.
– Думаю, в этой ситуации среди европейцев нет победителей: кто-то больше проиграл, кто-то меньше. Максимальные потери понесет Восточная Европа. Особенно те страны, которые непосредственно граничат с Украиной. Но тут нужно учитывать два момента. Выход Украины из транзитной схемы газового снабжения Европы может стать поводом для пересмотра Брюсселем решения по газопроводу OPAL. Напомню, что эта магистраль проходит по территории Германии, соединяя «Северный поток» и ранее существовавшие газотранспортные сети. Как предписывает европейское антимонопольное законодательство, собственники трубы (Газпром и Wintershall) могут задействовать только 50% мощностей трубы – остальные должны быть переданы третьим сторонам. Фактически уже полгода европейцы блокируют этот проект по политическим причинам. Поскольку альтернативных поставщиков на этом направлении нет, 50% мощностей OPAL сегодня не востребованы.
В случае полной блокировки украинского транзита, не исключено, что по OPAL будет принято положительное решение. У Европы не останется другого варианта. К тому же, неожиданный демарш Киева даст дополнительный аргумент в пользу строительства «Южного потока». Этот проект был сверхполитизирован в последнее время.
— Опять же, это происки США?
– Если мы рассматриваем ЕС как самостоятельный центр силы, тогда ему это выгодно. А на практике наблюдаем следующее – трубопровод приходит в Болгарию, куда срочно высаживается «геополитический спецназ» в лице вице-президента США Джо Байдена. По завершении его визита болгарское руководство заявляет о решении заморозить строительство «Южного потока». Никто не отрицает, что США просто надавили на болгар и заставили их заморозить выгодный проект. Хотя другие европейские страны на пути «Южного потока» после этого подтвердили свое участие.
Впрочем, шанс на благополучное разрешение этого вопроса остается. Еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер еще весной заявил, что Брюссель будет принимать самостоятельное решение. Хочется верить, что это будет именно так.
— После заявления Яценюка помимо газового транзита в воздухе повисает тема поставок в Европу российской нефти…
– В Ленинградской области в Усть-Луге построен большой портовый комплекс, который включает в себя и нефтеналивной терминал, и перевалку угля. Есть неплохой порт в Мурманске. Кроме этого, хватает и южных маршрутов (в частности, Новороссийск). Недозагруженными стоят порты прибалтийских стран, я уже не говорю о транзитных мощностях Белоруссии. С нефтью вообще ситуация проще – ее хоть налил в ведро и понес. Или отправил по «железке». С газом так не получается – нужна труба.
— Газовый контракт с Китаем открывает России пространство для маневра?
– Поставки в Европу и Китай имеют разную сырьевую базу: в Европу поступают углеводороды из Западной Сибири, а для Китая предназначены месторождения в Восточной Сибири. Эти рынки логистически не взаимосвязаны.
Переговоры о поставках российского газа приостановлены. В лучшем случае они будут возобновлены к концу лета. А решение Стокгольмского арбитража вообще ожидается к концу года. Не думаю, что можно говорить о чисто коммерческом давлении со стороны Киева, когда переговоры совсем не ведутся. Майданные власти категорически не хотят расплачиваться по долгам. Соответственно, переговоры заморожены. Если бы вопрос обсуждался, это можно было бы расценивать как переговорное давление на РФ. А когда идут боевые действия, обрушивается поток санкций, мера, объявленная Киевом, напоминает попытку обострения и не более того.
— Сможет ли Украина пережить хоть одну зиму без воровства российского газа?
– Пока такой информации нет – транзит в Европу полностью проходит. Но, начиная с осени, начнутся проблемы. Уже сегодня люди в Киеве сидят без горячей воды. А когда зимой они начнут замерзать, политическая ситуация в «незалежной» обострится куда серьезнее. Приведу пример – власти в три раза урезали столице объемы потребляемого газа. То есть горячая вода будет подаваться зимой несколько часов сутки.
— «Свидомые» эксперты указывают, что потребность в газе для бытовых нужд Украина удовлетворяет сама.
– Добыча газа на Украине (еще с Крымом) составляла около 20 млрд. кубометров. При общем спросе (бытовые нужды плюс промышленность) не менее 55 млрд. кубов. Соответственно, 35 млрд. кубов нужно импортировать (при распаде СССР внутренний спрос доходил до 100 млрд. кубов). Если резюмировать, майданным властям не хватит своего газа даже для бытовых нужд. Когда олигархи находятся у власти, проблемы населения мало их волнуют. Главное – поддержать энергоресурсами свои промышленные активы.
— Есть версия, что США готовят почву для «сланцевой революции» на Украине.
– Даже если добыча сланца на Украине состоится, подготовка к эксплуатации месторождений займет не менее 5-7 лет. Причем, источниковая база в ряде областей на сегодня закрыта, потому что там идут боевые действия. У меня есть другая версия – США расчищают европейский рынок под собственный сланцевый газ. Тем более, что они планируют запустить первые проекты по экспорту СПГ. То есть им нужен рынок для этого газа, а в Европе спрос на газ не растет. В такой ситуации сокращение поставок со стороны РФ «расчищает поляну».
|