Глава Минэкономразвития Максим Орешкин рассказал в Совете Федерации о готовности государства и госкомпаний привлечь инвестиции в инфраструктуру для экспорта угля при условии, что отрасль гарантирует поддержание спроса на услуги перевозки даже при ухудшении внешней конъюктуры.
Министр отметил, что цены на мировом рынке выросли с 3 тыс. рублей в 2014 году до 6 тыс. рублей за тонну и выше в 2018-ом. Это обеспечило рентабельность предприятий угольной отрасли и сказалось на увеличении добычи, погрузки угля и объемах его экспорта. По словам Максима Орешкина, дальнейшее развитие экспорта тормозят инфраструктурные ограничения, связанные с «узкими местами» БАМа, Транссиба, морских портов, а также сетей электрификации инфраструктурных объектов. Вместе с тем, проект развития магистральной инфраструктуры до 2024 года предусматривает более 2 трлн рублей инвестиций, из которых вклад угольных компаний может составить около 900 млрд рублей, РЖД - 600-700 млрд рублей, «ФСК ЕЭС» - до 300 млрд рублей и т.д.
Учитывая возможные риски таких крупных инвестпроектов, глава Минэкономразвития напомнил, что эксплуатация будущей инфраструктуры будет напрямую зависеть от динамики внешних цен на уголь, так как заместить заявленные угольщиками объемы перевозок будет нечем. Поэтому министерство предлагает угольным компаниям, которые планируют участвовать в проекте, гарантировать закупки услуги у РЖД вне зависимости от внешней конъюнктуры. «Если цены на уголь снизятся на глобальных рынках, мы можем остаться с потерей рабочих мест в этих регионах и той инфраструктурой, которая не будет использоваться», - пояснил Максим Орешкин.
Всего, по данным Главного вычислительного центра (ГВЦ) ОАО «Российские железные дороги», экспортные и импортные железнодорожные перевозки каменного угля через порты по итогам января - сентября 2018 года выросли за год на 1% до 121,75 млн тонн. На долю перевозок угля в порт Восточный пришлось до 20% экспортных отправок, в порт Ванино — 15%, Усть-Луга — 15%. Динамика объемов экспортных железнодорожных перевозок за год изменилась неравнозначно: в порт Восточный за январь - сентябрь 2018 года по железной дороге доставили 25 млн тонн (на 4% больше показателя 2017 года). В порт Ванино - 17,86 млн тонн (+ 0,2%), в Усть-Лугу — 18,38 млн тонн (- 8,7%), в Мурманск — 12,19 млн тонн (+ 12,4%).
|