Когда министр транспорта Украины Владимир Омелян на днях высказался за прекращение пассажирского железнодорожного сообщения с Россией, это поначалу прозвучало как какая-то бессмыслица. Его аргумент был типичным: настоящим украинцам нечего делать на территории «страны-агрессора». При этом Омелян известен своими радикальными высказываниями, с которыми выступают и другие украинские политики правого толка.
Пассажиропоток между Россией и Украиной после начала вооруженного конфликта в этой стране в 2014 года действительно серьезно сократился. Если тогда он составлял около четырех миллионов человек в год, то в 2017 году всего лишь один миллион. Между двумя странами в настоящий момент курсируют 16 пар поездов дальнего следования. Для сравнения: столько же поездов курсируют между немецким Мюнхеном и австрийским Зальцбургом. При этом 13 из этих пар поездов украинские, две пары молдавские и одна российская. Такой дисбаланс является прямым следствием так называемого «Евро-Майдана»: тогда активисты украинского «Правого сектора» (запрещен в РФ — прим. ред.)нападали на российские поезда и грабили их пассажиров, нанося также материальный ущерб подвижному составу.
Кроме того, теперь поезда между Россией и странами Южной и Юго-Восточной Европы (например, до Праги, Братиславы, Вены, Будапешта, Белграда или Софии), несмотря на большой «крюк», следуют в обход Украины. Впрочем, дотуда добираются, по сути, лишь несколько вагонов, потому что пассажиры предпочитают железнодорожному транспорту воздушный. А популярные раньше электрички, курсировавшие между украинским Харьковом и российским Белгородом, были отменены украинской стороной. Теперь они следуют лишь до границы, где пассажирам приходится делать пересадки. А еще Украина не была бы Украиной, если бы не догадалась делать бизнес и на этом: если пограничникам «пожертвовать» 50 гривен (1,60 евро) с человека, то можно избежать пограничного контроля. <
То же самое касается и пассажиров автобусов и «маршруток», на которые приходится теперь львиная доля приграничного транспортного сообщения. Хотя сама поездка стала менее комфортабельной, чем поездом, стоит она значительно дешевле. Так, билет на автобус от Киева до Москвы стоит в пересчете от 25 до 30 евро, а билет второго класса на поезд обойдется почти в 120 евро. Эксперты предполагают, что скоро на рынке появится множество неофициальных автобусных перевозчиков — с соответствующими отрицательными последствиями для безопасности. А кроме того, сокращение транспортного потока между странами отражает еще и обеднение украинского общества.
<Когда Украина в 2015 году отменила прямое авиасообщение с Россией, решение этого вопроса все же нашлось: из Киева в Москву можно попасть с пересадкой в Минске, что повлекло за собой «оживление» слабо загруженного на тот момент аэропорта белорусской столицы. Теперь же Минск стал самым популярным иностранным местом назначения для украинских самолетов. То же самое может теперь произойти и с железнодорожным сообщением. Белоруссия неплохо зарабатывает в контексте обхода санкций, и то, что выгодно для нее в связи с антироссийскими санкциями, может оказаться выгодно и в случае отмены железнодорожного сообщения со стороны Украины.Впрочем, об аналогичном запрете и грузового сообщения с Россией на Украине говорят лишь отъявленные националисты. Причина: украинская сторона не может себе позволить этот шаг, потому что в таком случае на ее территории разразился бы энергетический кризис. Ведь после блокады Донбасса именно Россия стала основным поставщиком угля для украинских электростанций. При этом «секретом Полишинеля» является то, что среди «российского» угля есть уголь, добытый на территории самопровозглашенных «народных республик» на востоке Украины. ДНР и ЛНР экспортируют его в Россию, а та «переклеивает этикетки» и реэкспортирует его на Украину.
Более того: якобы южноафриканский уголь поставлялся на Украину не морским путем, а сухопутным через Россию. Посредником выступала одна компания из Гонконга, принадлежавшая человеку, на протяжении многих лет бывшему на Украине этаким российским «серым кардиналом» — Виктору Медведчуку, крестным отцом одного из детей которого является не кто иной как Владимир Путин. Теперь же этот самый Медведчук работает на политическом уровне над тем, чтобы вернуться в бизнес: он основал движение «Голос разума», главным пунктом программы которого является прекращение войны в Донбассе и налаживание добрососедских отношений с Россией. Впрочем, по данным опросов, этот проект не может рассчитывать на серьезную поддержку со стороны населения. Однако транспортное сообщение между рассорившимися соседними странами продолжается. Не в последнюю очередь потому, что около двух с половиной миллионов украинцев работают в России. Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
|