Российские власти всерьез взялись за схемы "серого импорта" нефтепродуктов через Белоруссию, которые могут привести к дефициту на внутреннем рынке и соответственно росту цен. По словам собеседников "Известий", под давлением Москвы в марте белорусские власти начали наводить порядок" на местном топливном рынке. Вслед за этим в российском правительстве потребовали от отечественных компаний прекратить "неоправданные" поставки нефтепродуктов в Белоруссию. В последние месяцы объемы поставок российских нефтепродуктов в соседнюю республику резко возросли. По данным железнодорожных экспедиторов, дочка "Татнефти" компания ООО "Татнефть-Транс" поставила в январе 2016 года в Белоруссию 25 тыс. т бензина. Хотя "Роснефть", у которой тоже есть розница в Белоруссии, поставила за тот же период около 360 т топлива. Весьма крупные объемы бензина - более 28 тыс. т - отправил в этом году в Белоруссию и "Лукойл", что намного превышает потребности розничной сети, которую компания имеет на территории республики. Трейдеры объясняют возросшие поставки на белорусское направление рыночной конъюнктурой. Цена литра высокооктанового бензина в Минске составляет $0,58, в то время как в Москве - $0,57. В пересчете на тонну и за вычетом маржи розницы и оптовиков разница меньше $10. По словам трейдеров, вряд ли кто-то повезет такие объемы за такие деньги. Другое дело, что на заправках Киева литр стоит $0,77-$0,80, а в Варшаве - $1,1. Другими словами, значительная часть российского топлива уходит на Украину и в Европу, причем, поскольку Белоруссия входит в Таможенный союз, поставки туда не облагаются экспортной пошлиной и с них не взимается акциз. Российские власти беспокоят не только фискальные потери от возможного "серого экспорта". Глава ВНИПИ нефти Владимир Капустин отметил, что хотя сегодня в России нет дефицита бензина, правительство должно следить и за балансом, и за наполняемостью бюджета. А в последнее время немало российского топлива уходит за пределы Таможенного союза именно с территории Белоруссии как местный бензин. На заседании правительственной комиссии по ТЭКу в четверг вице-премьер Аркадий Дворкович поручил Минэнерго, Минфину, Федеральной таможенной службе (ФТС) доложить о причинах резкого увеличения поставок нефтепродуктов в Белоруссию дочерними предприятиями "Татнефти" и "Газпрома". Три года назад между Россией и Белоруссией уже возникали серьезные разногласия по поводу реэкспорта - республика продавала за границу российские нефтепродукты под видом "растворителей" и "разбавителей". Объем поставок топлив с "растворителями" тогда достиг крупного индустриального размаха. Только на Украину в январе-августе 2012 года было поставлено на миллион тонн больше "белорусского" топлива, чем за тот же период годом ранее. Потери российского бюджета оценивали в $1,5 млрд. Как рассказали источники "Известий" в Минске, с позицией Москвы связан мартовский арест одного из белорусских "олигархов", некогда президентского фаворита Юрия Чижа, основателя компаний "Трайпл" и "Нефтехимтрейдинг" - активных участников давальческих схем переработки российской нефти на белорусских НПЗ, а также поставщика топлива на экспорт на Украину и за пределы СНГ. КГБ Белоруссии подтвердил его арест 11 марта. Судя по всему, схемы "серого экспорта" бизнесмену были не в новинку - еще в 2012 году "Трайпл" активно участвовала в бизнесе "растворителей". Интересно, что поводом для ареста, по словам главы КГБ Белоруссии Валерия Вакульчика, служат якобы некие сведения предоставленные заместителем Чижа Владимиром Япинцевым, арестованным еще в августе прошлого года по заявлению самого Юрия Чижа (тот обвинил зама в финансовых махинациях). "Арест связан с давлением Москвы, удивленной объемами бензина, которые начали уходить в Белоруссию, - утверждает один из нефтетрейдеров. - Показательное наказание одного из наиболее активных возможных участников "серых схем" станет для других наглядным примером". Не исключена также и политическая подоплека. Крупные партии бензина пошли в Белоруссию с октября прошлого года, вскоре после того, как Москва в сентябре ввела запрет на поставки, которые могут быть использованы Украиной в конфликте с Донбассом. "Трайпл" была очень активна именно на украинском направлении. Трейдеры отмечают, что компания брала кредиты под поставки нефтепродуктов на Украину. В прошлом году белорусские поставщики продали на украинский рынок 1,4 млн т бензина. Иван Поспелов
|