$IMAGE1-left$От итогов визита Владимира Путина в Венгрию ожидают ни много ни мало нового раунда переговоров о будущей энергетической карте Европы. Повод вполне весомый: Венгрия – одно из государств Европы, у которого в этом году заканчивается долгосрочный контракт на поставку газа. Необходимо заключать новый, иначе ей придется действовать в духе новой энергетической стратегии Европы, которая предполагает снижение в будущем зависимости от российского газа, и покупать топливо на спотовом рынке.
«Первый пункт повестки дня о том, чтобы Венгрия имела гарантированные поставки даже в пик нагрузок, когда на спотовом рынке газа может и не быть, - говорит генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. – Но это будут непростые переговоры, там идет большая игра».
Ранее премьер-министр Венгрии Виктор Орбан декларировал то проевропейскую позицию, говоря, что газ можно покупать и на спотовом рынке без длительных контрактов, то пророссийскую. Но на днях Владимир Путин выразил надежду, что Россия и Венгрия все же подпишут солидный пакет документов. Россия уже инвестировала в Венгрию 1,5 млрд долл., Венгрия в Россию — 2 млрд.
«Сейчас нам важно получить от них заверение, что им по-прежнему нужны большие объемы российского газа, что они, возможно, под это будут строить инфраструктуру для забора газа с «Турецкого потока», - говорит заведующий отделением энергетической политики института экономики Владимир Волошин. - Осложняется все тем, что в Европе нет единой энергетической стратегии. Что-то не устраивает южные страны, более зависимые от российского газа. Хотя оценки спроса там очень противоречивые, некоторые считают, что можно обойтись и увеличением поставок по "Северному потоку", который сейчас загружен наполовину».
Разумеется, вторая стратегическая цель переговоров – закрепить хотя бы рамочные соглашения по проекту «Турецкий поток», по которому газ в Европу после 2018 года должен пойти в обход Украины. Проект возник в прошлом году взамен «Южного потока», строительству которого противодействовала Еврокомиссия, хотя теперь там изредка и говорится о возможном возобновлении проекта. Ранее помощник президента РФ Юрий Ушаков подтвердил, что это будет один из ключевых вопросов: «Будет обсуждена ситуация, при которой из-за неконструктивной позиции Еврокомиссии мы были вынуждены свернуть проект газопровода «Южный поток», сейчас выбран другой вариант, газ будет поступать в Европу через Черное море, по этому поводу состоится обмен мнениями».
Россия поставляет около 80% нефти и 70% природного газа, потребляемых в Венгрии. Эта страна стратегически важна и как один из стабильных рынков сбыта, и как транзитер. «Не исключаю, что могут конкретных соглашений пока и не заключить. Венгры же понимают, насколько для нас стратегически важно сейчас в рамках контракта закрепить и рамочные договоренности по забору газа из Турции и Греции – за это могут сильно поторговаться», - считает Симонов.
Ранее Венгрия была первой из европейских стран, получающих российский газ через Украину, выразившая готовность начать переговоры о присоединении к «Турецкому потоку». По словам главы МИД Венгрии Петера Сийярто, страна хотела бы как можно быстрее начать переговоры о получении «хотя бы части газа» через Турцию. Никто больше пока таких намерений не высказывал.
«Венгры готовы начать подготовку хранилищ для новых пунктов приема газа, но это проблему в комплексе не решает, - считает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. – Ее все равно придется решать с властями Евросоюза, поскольку несколько миллиардов долларов на строительство общей инфраструктуры могут выделить только власти ЕС, а сами южные страны это не потянут».
Ранее «Газпром» уже потратил около 4 млрд долларов на договоры со странами-участницами «Южного потока». На эти средства были созданы совместные акционерные общества, в которых «Газпром» заблаговременно оплатил почти везде половину в капитале. Сейчас явно на повестке дня возникнет вопрос, как поступать теперь, когда российская сторона отказалась устно делать вложения в европейскую газораспределительную сеть? Отчасти ответы на него могут быть получены в ходе визита президента в Венгрию.
По словам Петера Сийярто, для осуществления этого плана необходимо, чтобы европейские потребители "Газпрома" согласились на перенос пунктов сдачи газа. Венгрия заявила о готовности это обсуждать.
«Сейчас, думаю, мы договоримся о поставках газа и нефти, но должен быть и пункт о заборе российского газа из Турции в дальнейшем, - считает президент Газового союза Сергей Чижов. – Тогда легче будет уже говорить с Еврокомиссией, когда несколько стран заключат рамочные соглашения, речь зайдет о маршруте и вариантах новой газовой ветки. Думаю, Болгария хотя и обижена на то, что забрали «Южный поток», но деваться ей некуда без нашего газа. Сербия, Хорватия, Словения, скорее всего, пойдут по пути Венгрии и заключат соглашения». По мнению Чижова, «Газпром» имеет запасные рычаги влияния в виде возможного ультиматума европейцам обеспечить возможность забора газа с хаба на границе Турции и Греции, например, до 2020 года. Тогда будет перекрыт транзит через Украину, чего мы и добивались еще при строительстве «Южного потока».
Наконец, еще один важный вопрос, который будет весь год, а то и больше, занимать европейцев: где следует проложить инфраструктуру для забора российского газа из Турции и Греции?
Как заявлял ранее Сийярто, «мы ждем окончательных результатов оценки этого проекта Турцией и хотели бы как можно скорее начать переговоры о поставках хотя бы части газа в Центральную Европу из Турции». И добавил: «Мы уже начали переговоры с Сербией и Македонией о новом маршруте поставок и хотели бы как можно скорее начать переговоры c новым правительством Греции».
Значит, Венгрия готова идти в обход Болгарии, которая до сих пор не может оправиться от шока после закрытия «Южного потока», благодаря которому она рассчитывала получить крупный хаб и зарабатывать на транзите.
«У европейцев может рассматриваться несколько вариантов забора российского газа из Турции, - рассуждает Константин Симонов. - Первый – это расширить трубопровод TAP с 20 до 40 тысяч кубометров, второе – провести ветку через балканы, - но это только без нас, и третье – протянуть ее от Турции и зациклить на итальянской ветке, оттуда довести до австрийского Баумгертнера. Но все это вопросы сложной внутриевропейской политики».
Проектируемый трансадриатический газопровод TAP поставит газ в Западную Европу из Прикаспия (Азербайджан) и потом – из стран Ближнего Востока. В чем-то он конкурент «Турецкому потоку».
Впрочем, по мнению экспертов, определяя маршрут, все равно придется договариваться с Еврокомиссией, что, понятное дело, возможно после потепления отношений, а значит - мира на Украине.
«Но и в этом случае европейская бюрократия неповоротлива, - говорит Сергей Пикин. - Для них оптимально приспособить под российский газ проект ТАP, но должны пройти годы, чтобы они приняли какое-то решение».
|